Из Ташкента в Киев — на велосипеде!

velo13

Одиночный велопробег — азартная и экстремальная авантюра, когда тебе двадцать, и опасная затея, когда ты в три раза старше. Особенно, если маршрут пролегает через четыре страны — Узбекистан, Казахстан, Россию и Украину. Особенно, если совсем недавно врачи уверяли, что ты вообще не сможешь ходить, а не то, что сидеть на велосипеде. Салахиддин Махмудов, спортивный журналист из Ташкента за 38 дней проехал несколько тысяч километров в память о легендарной узбекской футбольной команде «Пахтакор», которая в 1979 году погибла в авиакатастрофе под украинской деревней Куриловка. О спорте и силе воли, которые возвращают к жизни, о добрых людях и хитрых лисах, о «Пахтакоре» и об одиночном пробеге Karifood подробно расспросил Салахиддина, который на несколько дней заехал в Киев перед тем, как возвратиться домой.

velo16

— Я родился в городе Ташкенте в 1957 году, сам я бывший спортсмен, занимался самбо, выступал за сборную Узбекистана, но после травмы пришлось оставить спорт. И тут меня привлекла журналистика. Сначала я целый год ходил в редакцию и писал как внештатный корреспондент, ведь в те времена было строго: чтобы быть журналистом, нужен был диплом журналиста, а я окончил Политехнический институт. Но на работу меня взяли, я работал и на радио, и на телевидении, свои программы спортивно-оздоровительные выпускал, пока не ушел на пенсию.

Десять лет назад у меня был компрессионный перелом позвоночника, сразу в трёх местах. Я несколько лет мучился и не знал, встану ли я когда-нибудь на ноги или нет. Врачи сказали, что нужно делать операцию, но гарантии давали такие: либо я буду лежать, либо передвигаться на коляске. В лучшем случае будут костыли. Мои ноги уже не работали семь месяцев, а сам я весил меньше сорока килограмм. Одни кости от меня оставались, уже думали, что всё!.. Но я уже тогда интересовался оздоровлением организма и смог сам себя восстановить. Лежа, я упражнения делал по восемь часов. Через «не могу», через боль и слёзы, но я заставлял себя качать пресс и ноги. И ноги заработали! Через два года я поднялся, передвигался потихоньку на костылях. Ещё через год и костыли бросил — каждый день ходил по 15-20 километров пешком. Прошло четыре года — и я восстановился полностью. Теперь постоянно нужно держать мышечный корсет, без спорта мне никак нельзя!

velo12

На велосипеде я только в детстве катался, а тут три года назад у меня опять стала побаливать спина, и мне посоветовали купить велосипед. Я взял простенький, попробовал, стал ездить каждый день, и через несколько месяцев боли в спине прошли. Тогда я купил велосипед получше, и стал серьёзнее заниматься: уже в горы ездил по 50-60 км, а на выходных и в два раза больше наматывал. И пошло-поехало. Сначала по Узбекистану ездил — больше двух тысяч километров сделал. И вот решил приехать туда, где погибли наши «Пахтакоровцы» — в село Куриловку под Днепродзержинском.

— Я знал погибших ребят-«пахтакоровцев», многих лично, они мои ровесники, я как раз только стал заниматься спортивной журналистикой. В 1979 году «Пахтакор» был грозой всех авторитетов, все боялись ехать на игру к ним или принимать у себя, а в тот год команда была очень сильная, стабильная, должны были занять третье место в чемпионате СССР, всё благодаря тренеру Олегу Петровичу Базилевичу. Ребята разбились, когда летели играть с минским Динамо, тренера с ними не было — у него в те дни дочь заболела, он летел другим рейсом и должен был команду встретить в Минске. После их гибели, Олег Базилевич года три-четыре никого другого тренировать не мог… (17 игроков узбекской футбольной команды «Пахтакор» погибли в авиакатастрофе под с. Куриловка, когда 11 августа 1979 самолет Ташкент-Минск столкнулся в воздухе с самолетом по маршруту Челябинск-Кишинёв. Пассажиры и члены экипажа обоих самолётов погибли — прим. Karifood).

velo20

Я почти год вынашивал идею одиночного велопробега. Купил немецкий велосипед, поездил на нём, прикинул свои силы и решил, что за 40 дней доеду из Узбекистана в Украину. И я стартовал 11 августа в 6 утра — в тот день и в то время, когда разбился самолёт с «Пахтакором». Хотя должен был выехать 1 июля и уже в годовщину их гибели быть в Куриловке, но сыновья не хотели меня отпускать, переживали за меня. Я месяц с ними боролся, ну, отпустили, наконец-то!

Я часто ночевал в лесу в палатке, даже отказывался, когда приглашали куда-то на ночёвку. Я наоборот старался отвлечься от людей, чтобы быстрее добраться, это же одиночное путешествие, а не поездка в гости! Я старался не заезжать в города, за один день старался преодолевать минимум 80 км. Правда, в Казахстане я всего два раза в палатке ночевал: очень тяжело, жарко, кругом змеи и скорпионы, деревьев нет, скрыться негде. Пришлось искать гостиницу. В Казахстане кругом бездорожье, я даже автостопом добирался, иначе бы без велосипеда остался. Но когда уже пошла хорошая трасса, я отказывался, даже если предлагали подвезти — иначе какой же это велопробег?

velo8

— Для велотуриста, чем меньше груза, тем лучше, иначе теряется скорость. Когда у меня уже деньги заканчивались, я стал экономить — не в кафе ел три раза в день, а брал в магазине продуктов на три-четыре дня, а это плюс 7-8 кг. Воду с собой возил, палатку и спальный мешок, конечно же. Были у меня еще ноутбук и камера, но они разбились, когда я под Саратовом упал. Там же я и навигатор потерял. Хотя у меня были с собой атласы и карты дорог, однажды в лесу пришлось картами растапливать огонь — из-за дождя дрова были все сырые. Бывало, меня за бомжа принимали — утром надеваешь чистую одежду, а вечером после дня на трассе она выглядит так, будто бы я ее месяц носил — вся грязь от машин на меня летит. Ну а если я ещё сам дня три не брился, то и вид соответствующий. Но доехал, слава Богу!

velo21

Однажды я под Воронежем заехал в лес, кругом берёзки, красота — я поставил палатку и приготовил в котелке тушёнку с приправами, очень вкусно было. Я половину съел, а вторую половину решил на утро оставить. Повесил котелок на ветку дерева. Утром просыпаюсь, холодно, сыро, дай, думаю, подогрею тушёнку, позавтракаю. А котелка-то и нет! Походил, походил вокруг, и в пяти метрах от дерева нашёл пустой котелок. Чистый, будто его вымыли — это лиcы украли мою тушёнку. Хорошо, хоть котелок оставили! После этого случая я котелок с едой стал забирать на ночь с собой в палатку.

velo18

Как-то в районе города Анна я остановился в лесу на ночь. Хотя в том городе у меня были знакомые, я решил, что уже поздно ехать к ним в гости, поставил палатку, заночевал в ней. А утром поехал к другу. Тот спросил, где я провёл ночь, и я рассказал, что в палатке в лесу. А тот: «Ну, ничего себе!» Оказывается в том месте, где я ночевал, очень много змей ядовитых, за две недели до моего приезда они на смерть закусали одну женщину. Меня же просто Бог спас! Потом я неделю ещё не мог заставить себя ночевать в лесу — приходилось в гостинице останавливаться. Вообще, на гостиницы больше всего и уходило денег, особенно в России.

В Куриловке уже знали, что я к ним еду: приняли и устроили меня, отвезли к памятнику на том месте, где разбились ребята. Встретил я там старика-очевидца, ему 73 года, он видел, как упал самолет. Оказывается, совсем рядом от того места, где случилась катастрофа, гуляли свадьбу — всего в 4-5 километрах. Чудо, что самолёт не на них рухнул! В Куриловку каждый год и родственники погибших ребят приезжают, и посольство Узбекистана устраивает там поминальный плов. А в деревне даже есть своя футбольная команда, которая играет на первенство района, и называется она «Пахтакор-Куриловка». Там все жители, даже самые маленькие дети знают о нашем Пахтакоре из Узбекистана.

velo2

Люди в дороге разные встречались, но хороших было больше. Многие мне помогали. Под Харьковом в селе остановился воды попросить, одна бабуля спросила, куда я еду. Я объяснил ей про «Пахтакор», про мой велопробег, а она помнила, как самолёт разбился, тогда о трагедии нашей команды в Украине каждый знал. Эта бабуля угостила меня козьим молоком — такого вкусного я за шестьдесят лет ещё не пробовал! Хотел заплатить за молоко, а она категорически отказалась брать деньги. Говорит: «Сынок, ты делаешь благо, мы тоже тебе должны помочь!»

velo15

Записала Ольга Кари

Фото: Антон Лазутин, Ольга Кари

Karifood благодарит Посольство Узбекистана в Украине и его главу Алишера Абдуалиева за помощь и поддержку в организации интервью